Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит»




НазваниеРабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит»
страница1/11
Дата публикации08.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
www.litcey.ru > Банк > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал УдГУ в г. Воткинске

Кафедра социально-экономических и естественнонаучных дисциплин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по дисциплине Отечественная история

для специальности 060400 «Финансы и кредит»

Курс I

Семестр I

Всего аудиторных часов 54

Лекции, час. 36

Практические (семинарские) занятия, час. 18

Самостоятельная работа, час. 18

Экзамен, семестр II


Воткинск

2003

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060400 «Финансы и кредит» на основании Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.



Составители рабочей программы
___________________ _____________ _______________________

(должность, уч. звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _____________________________________________________________________________________
«______»____________________ 200 г.

Заведующий кафедрой __________________________

Решение методической комиссии _________________________________ факультета
«_____» ___________________ 200 г.


Председатель

методической комиссии __________________________

^

1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности 060400 «Финансы и кредит»




Общие требования к образованию дипломированного специалиста


Дипломированный специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- уметь использовать знания по теории финансов, денег, кредита в своей практической деятельности;

- знать основы организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, денежного и торгового оборота, основы банковского и биржевого дела, основы организации налогообложения и страхования, государственных и муниципальных финансов;

- быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способным самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях;

- решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;

- видеть перспективы развития финансово-кредитных отношений и перспективы своей профессиональной деятельности;

  • быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специализации;

  • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии;

  • выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.



^

Требования по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


Специалист должен:

  • иметь представления об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

  • иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.


Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060400 «Финансы и кредит»
^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

^

2. Принцип построения курса «Отечественная история»



Курс входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Курс адресован студентам, обучающимся по специальности 060400 «Финансы и кредит»
Курс готовит студентов к профессиональной деятельности, способствует гражданскому воспитанию, учит анализу исторических событий и критическому отношению этим событиям и их оценкам, способствует ориентации, и идентификации личности в историческом времени и пространстве, содействует овладению человеческими достижениями.
Основная цель курса для студента заключается в овладении основных этапов и содержания истории России, выявлении исторических закономерностей, связей между различными сферами общественной жизни в исторической пространственно-временной системе мира.
Ядром курса является исторический очерк о деятельности человека как субъекта исторического процесса в различных сферах общественной жизни в историко-хронологических рамках с раскрытием особенностей развития российского общества.
Для успешного изучения курса студенту необходимо знать курс отечественной и мировой истории в объеме программы полного среднего образования, иметь общие представления о закономерностях исторического процесса, уметь ориентироваться в историческом времени и пространстве, владеть элементарными навыками работы с источниками и литературой.
Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу.
В курсе выделено несколько блоков:

Введение.

Русские земли в период средневековья.

Россия в Новое время.

Россия в ХХ веке.
Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.
Технология обучения ориентирована на подготовку студентов к самостоятельной работе с источниками, научной и учебной литературой, умение анализировать, давать оценку историческим событиям и социальным явлениям, формирование исторического понятийного аппарата.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью системы учета активности студентов на семинарских занятиях и семестрового экзамена.

  1. ^

    Цели курса.



После изучения теоретических разделов и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен

Иметь представление:

  • о месте истории в обществе и системе наук;

  • об основных закономерностях исторического процесса;

  • об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

Знать:

  • основные закономерности и направления мирового исторического процесса

  • место России в мировом историческом процессе

  • основные этапы в истории человечества и их хронологии;

  • различные оценки на исторические события и явления;

  • основной фактический материал.

Уметь:

  • логично мыслить, делать обобщения и выводы, анализируя различные подходы (критерии) к изучению истории, взгляды на историю;

  • обнаруживать причинно-следственную связь между отдельными историческими событиями;

  • пользоваться разнообразными источниками и литературой;

  • анализировать общее и особенное в российской и мировой истории, определять место российской цивилизации в мировом историческом процессе;

  • определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям;

  • классифицировать исторические события и явления.

Владеть навыками:

  • применения исторического понятийного аппарата

  • исторического мышления.



^

4. Структура курса.




Предмет истории как науки. Сущность, формы, функции исторического знания




Россия в мировом историческом процессе



Русские земли в период средневековья.











Россия в Новое время








Геополитические факторы

Географические условия

Особенности экономики

Социальная структура и социальные отношения

Духовная жизнь общества. Церковь, ее роль в жизни общества

Политический строй и общественные движения


Россия в ХХ веке.




^

5. Учебно-методический план курса Отечественная история




Распределение часов по темам курса и видам занятий







Тема

Кол-во часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Введение

1







2

Особенности российского исторического процесса.

1

2

6

3

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

2

2

4

Политические и социально-экономические изменения в русских землях в начале XIII – XV вв

2




5

Становление и формирование российского самодержавия.

2

2

6

Россия в XVII веке.

2

2

6

7

Российская империя в XVIII в. – веке модернизации и «просвещенного абсолютизма»

2

2

8

Социально-экономическое развитие России в XIX веке: противоречия экономической модернизации.

2




9

Политическая жизнь в Российской империи в XIX в.: попытки политического реформирования сверху и его альтернативы.

2

2

10

Россия в ХХ в.

2




6

11

Россия в начале ХХ века.

2

2

12

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

4




13

Советское государство в 20-е гг.

2




14

СССР на пути строительства социализма в одной стране.

2

2

15

СССР во второй мировой войне и первое послевоенное десятилетие.

2




16

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 60-х – 80-х гг. Кризис и крах советской системы.

4




17

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

2

2

Итого

36

18

18

Всего

72


^

6. Содержание курса




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconРабочая программа по дисциплине «философия» для специальности 060400 «Финансы и кредит»
Государственными к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060400 «Финансы и кредит» на основании Государственных...
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconРабочая программа По дисциплине «Теория вероятности и математическая...
Требования государственного образовательного стандарта по специальности 060400 Финансы и кредиты
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconРабочая программа По дисциплине «Теория вероятности и математическая...
Требования государственного образовательного стандарта по специальности 060400 Финансы и кредиты
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconРабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности «Юриспруденция»
Государственными к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Рабочая программа утверждена учебно-методической комиссией Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ТюмГУ
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconРабочая учебная программа дисциплины компьютерная оптимизация специальности...
Рабочая учебная программа дисциплины по выбору “Компьютерная оптимизация” составлена в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по прохождению производственной ознакомительной...
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconТемы контрольных работ по курсу «Отечественная история» для студентов...
Расселение восточных славян в VI iх вв. (накануне образования Древнерусского государства)
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Программа итогового комплексного междисциплинарного экзамена по специальности 060400 (080105. 65) «Финансы и кредит»
Рабочая программа по дисциплине Отечественная история для специальности 060400 «Финансы и кредит» iconПрограмма дисциплины математика специальности 060800 «Экономика и...
Рабочая учебная программа дисциплины Математика составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.litcey.ru
Главная страница