Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов




Скачать 48.97 Kb.
НазваниеИнновационные подходы к созданию образовательных ресурсов
Дата публикации22.05.2013
Размер48.97 Kb.
ТипДокументы
www.litcey.ru > Информатика > Документы




ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Панов Д.В. аспирант, А.М. Климашин к.т.х., ст. преподаватель

СГГА, Новосибирск, dima_panov@mail.ru



Использование инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества подготовки специалистов и активизации роли самостоятельной работы студентов. Одно из направлений - создание электронных учебных изданий нового типа. К ним можно отнести издания, в которых для отображения информации применяется 3D визуализация. Эта форма представления информации наиболее востребована по географии, биологии, геологии, почвоведении, биоразнообразию и другим дисциплинам естественнонаучного профиля.

Формы представления информации в объемном виде постоянно совершенствуются. Их реализация основана на применении цифровых съемочных систем и цифровых методов обработки изображений. Современные цифровые фотоаппараты обеспечивают оперативное получение цифровых изображений в широком диапазоне масштабов. Благодаря их конструктивным особенностям, а также за счет оснащения сменными объективами с переменным фокусным расстоянием, реализована возможность съемки как в макро-, так и в телережиме, не прибегая к использованию дополнительных приспособлений. Широкий набор функций по выбору режимов съемки обеспечивает высокое фотографическое качество изображений, для хранения которых используются флэш-карты памяти большой вместимости и с высокой скоростью записи, что обеспечивает получение большого числа кадров за короткое время и облегчает организацию съемки в полевых условиях.

3D-визуализация биообъектов может быть осуществлена разными способами с помощью специальных аппаратных средств, в частности стереоочков разной конструкции. С экономической точки зрения наименее затратным и доступным для широкого круга пользователей является анаглифический способ, при котором рассматриваются два совмещенных изображения (стереопара), окрашенные в дополнительные цвета (красный и синий) при помощи очков-светофильтров, имеющих такую же окраску. С точки зрения достижения качественного стереоэффекта этот метод имеет некоторые ограничения, связанные с погрешностями в цветопередаче. Более качественное стереоскопическое восприятие обеспечивает применение стереомониторов рисунок 1 [1].


Рис. 1. Изображение стереомонитора
Понятно, что представление методического материала по каждой дисциплине будет иметь свои особенности, в тоже время для всех актуальным является наглядное представление конкретных свойств отдельных природных объектов во всей их полноте и многообразии.

На кафедре экологии и природопользования Сибирской государственной геодезической академии готовится серия электронных учебных изданий с включением иллюстраций в виде:

- объемных моделей объектов, формируемых по стереопарам фотоснимков;

- анимационных роликов по результатам круговой фотосъемки объекта;

- интерактивных 3D-фотопанорам окружающей среды.

Каждая форма представления информации имеет свои особенности.

Специфические свойства стереомоделей позволяют при их рассматривании на мониторе в стереоскопическом режиме увидеть сфотографированные объекты достаточно близкими к их реальному виду. Следует отметить, что при формировании стереомоделей нет ограничений, связанных с пространственными размерами биообъекта. Например, можно стереоскопически наблюдать ландшафт, съемки которого выполнены с самолета, изучать в деталях устройство лапок насекомых или цветка по изображениям, полученным в режиме «макро», а также внутреннее строение листа или клетки по снимкам, получаемых с помощью микроскопа.

Ниже на рисунке 2 приведена стереопара фотоснимков, рассматривать которую можно без специальных приспособлений или используя стереонасадку.

Рис. 2. Стереопара изображений для стереоскопических наблюдений
Просматривая интерактивную 3D-фотопанораму, зритель получает больший объем визуальной информации, чем на обычной фотографии. Управляя клавишами или мышью, возможно оглядеться вокруг или обернуться, приблизить или отдалить интересующий предмет, развернуть картину под нужным углом. Такая интерактивность виртуальных 3D-фотопанорам позволяет реалистично отображать разные ландшафты, или геоморфологические особенности рельефа. На рисунке 3 представлена интерактивная фотопанорама.

Рис. 3. Интерактивная фотопанорама
Объекты небольших размеров можно рассматривать со всех сторон, создавая анимационные ролики по результатам круговой фотосъемки объекта рисунок 4.

Рис. 4. По кадровый анимационный ролик
Методические подходы по реализации предложенных форм визуализации природных объектов разработаны проф. Трубиной Л.К [2].

Остановимся на инновационных подходах, применяемых при создании учебных электронных изданий по дисциплине «геология». Разрабатывается учебное пособие, в котором представлен теоретический материал, с большим числом иллюстраций, в том числе включены интерактивные 3D-фотопанорамы и видеоролики. Теоретический материал подготовлен доцентом кафедры Катаевой В.Н. В отдельном пособии представлен раздел «общая характеристика минералов». При этом макроскопические свойства разных минералов иллюстрируются объемными моделями и анимациями по результатам 3D- фото. Новый подход заключается в том, что стереомодель минерала формируется по серии стереопар (более 30), полученных в режиме «макросъемка», это обеспечивает детальную проработку структуры поверхности, что не достижимо другими средствами рисунок 5.

Рис. 5. Структура стереоминерала
Форма минерала демонстрируется стереовидео, по результатам выполнения круговой фотосъемки. Реализация таких съемок потребовала решения ряда методических и организационных вопросов, но позволила достичь высокой степени реалистичности.
Использование таких способов представления информации обеспечивает реалистичность изучаемых объектов природной среды, а также делает доступной уникальную информации, которая имеется в ботанических садах или специализированных музеях. Создание электронных учебных материалов на основе предложенных подходов, позволит реализовать такие принципы инновационного подхода к организации образовательной деятельности, как возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к обучающемуся; и усиление функции поддержки обучающихся, за счет возможностей, предоставляемых для самостоятельного изучения и организации индивидуального учебного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. http://www.cifro-city.ru- Веб-узел

2. Трубина, Л.К. Стереомодели в изучении биологических объектов [Текст]: монография / Л.К. Трубина. – Новосибирск: СГГА, 2006. – 136 с.

Похожие:

Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconСписок литературы Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению...
Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. №1
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconРеализация каталога образовательных Интернет ресурсов в составе образовательного...
Создание каталога образовательных Интернет ресурсов (коир) в составе российской системы образовательных порталов преследует следующие...
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconРеализация каталога образовательных Интернет ресурсов в составе образовательного...
Создание каталога образовательных Интернет ресурсов в составе системы российской системы образовательных порталов преследует следующие...
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconБаза и генератор образовательных ресурсов Норенков И. П., Уваров М. Ю
В докладе представлена первая версия системы Бигор (База и Генератор Образовательных Ресурсов)
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconНа уроках информатики использую ресурсы Единой Коллекции цифровых...
Использование ресурсов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconПрограмма предусматривает изучение следующих 4 модулей: «Государственная...
«Инновационные подходы при реализации стандартов третьего поколения при преподавании технических и технологических дисциплин»
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconТрадиции и инновационные подходы в профессиональном обучении товароведов-экспертов
Поэтому основные виды самостоятельной работы и нирс на кафедре проводятся исходя из цели более глубокого освоения профессиональных...
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconСовременные инновационные технологии в школьном образовании
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит...
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconМетодические рекомендации по созданию информационных ресурсов
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Инновационные подходы к созданию образовательных ресурсов iconСправочные материалы о реализуемых образовательных программах, специфике содержания образования
Условия размещения ресурсов ограниченного доступа регулируются отдельными локальными актами Школы, размещение таких ресурсов допустимо...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.litcey.ru
Главная страница